Rose debug info
---------------

Тексты заведующего фонограмм архивом фольклорно-этнографических записей Центра русского фольклора @

Позднее Ctrl + ↑

Организация иерархии папок с записанным материалом

Каждая организация вырабатывает свои принципы хранения цифрового материала, что обусловлено отсутствием единого стандарта. Отсутствие единого стандарта не является какой-то особенной проблемой при условии того, что такой стандарт выработан внутри организации, и ему неукоснительно следуют. Проблемой как раз является отсутствие системы. При объединении разнородных архивов, полученных от разных собирателей и организаций, в какой-то момент возникает ситуация, когда в материалах могут разобраться один или два человека, что сильно затрудняет какую-либо работу с фондом. Данная тема больше относится уже не к первичной обработке материала, а непосредственно к работе с фондом, но некоторые аспекты этой проблемы связаны напрямую именно с первичной обработкой.

Исторически в ходе экспедиционных поездок фиксировался разный материал, например, только аудиозаписи, что было естественно для этномузыкологов в эпоху аналоговой записи; аудио и фото; аудиозаписи и рукописные материалы. В рамках физического хранения аналоговых носителей было логично объединять хранение материалов по типу: кассеты с кассетами, бобины с бобинами, плёнки с плёнками, тетради с тетрадями и так далее. К сожалению, во многих организациях это принцип сохранился и при организации древа каталогов хранения цифровых материалов.

В результате видео-, фото- и аудиоматериалы одной экспедиции и одного сеанса записи могут храниться на разных жёстких дисках, что не очень рационально для работы с фондами. Речь здесь не идёт о тех случаях, когда для определённого типа материала используется специальная программа. Например, для фотографий организовано хранение при помощи Google Picasa, а для аудио- и видеозаписей используется медиаплеер Itunes. Такой принцип, возможно, будет затруднительно соблюдать для оцифрованных бобин или аудио- и видеокассет, где на одном файле с оцифрованной бобины могут находиться материалы разных сеансов записи и даже разных экспедиций. Принцип хранения всех материалов сеанса записи в одной директории, в первую очередь, больше подходит, и даже необходим для базового хранения исходников, полученных в ходе экспедиций, где запись велась на цифровую аппаратуру.

В Центре русского фольклора выработан следующий принцип организации древа каталогов:

Скриншот иерархии папок

Все материалы сеанса записи сохраняются в директорию, название которой формируется исходя их даты проведения сеанса «2019.06.21», кодового номера региона, в котором был проведён сеанс «61» (Ростовская область), аббревиатуры организации или нескольких организаций «CRF-RAM-SCRTK» (Центр русского фольклора, Российская академия музыки имени Гнесиных, Самарский центр русской традиционной культуры), источник поступления материала «E» (экспедиция), сокращённое название района и название населённого пункта «Bkv-Il'in» (Боковский район, хутор Ильин).

Внутри этой директории создаются поддиректории для каждого типа материалов с таким же названием и добавлением индекса типа материала: «A» — аудио, «F» — фото, «V» — видео, «R» — реестр. Каждая папка отвечает за данные записанные с одного из устройств. Если запись велась на несколько рекордеров, то для каждого из них создаётся отдельная папка с присвоением номера A1, A2. Файлы внутри этих поддиректорий переименовываются с добавлением индекса и порядкового номера «V1», «V2» (видео №1, видео №2) и так далее.
Главная идея заключается в том, чтобы в имени файла можно было увидеть всю информацию отображенную в вышестоящей иерархии папок. Глядя на файл мы можем понять, кем, когда и где и в какой из сеансов записи он был создан.

Имена файлов должна содержать нули перед номером. 001, 002, 003. Это связано с тем, что операционные системы производят сортировку по первому знаку. Если у вас в папке 15 файлов именованные как 1, 2, 3,....11, 23, 13, то при сортировке после 1 будет идти 11. Для этого надо примерно понимать какой количество файлов в папке и выставлять соотвествующее количество нулей.

Несмотря на то, что все современные системы поддерживают юникод, и проблем с кириллическим названием директорий и файлов уже практически не возникает, тем не менее было принято решение все названия файлов писать латиницей. Это может уберечь от проблем при дальнейшей работе, например при написании служебных скриптов на различных языках программирования или добавлении директорий с файлами в какую-либо программу учёта, которая не гарантированно поддерживает корректную работу с кириллическими шрифтами.

I уровень — экспедиция

2014-GRCRF-34-E-Volgogradskaya — директория

II уровень — сеанс записи

02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1
02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-2

III уровень — тип материала (аудио, видео, фото)

02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-A
02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-V
02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-F

IV уровень — учетная единица (название файла)

...-1-A\02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-A-01.wav
...-1-V\02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-V-01.mp4
...-1-F\02.10.2014-34-GRCRF-E-Alk-Alekseevskaya-1-F-0001.jpg

Таблица источников материала

E — экспедиция
L — коллекция частных лиц
К — концерты, фестивали
R — радио, телевидение
U — коллекции учреждений
S — студийные записи

Таблица индексов типов материала

А — аудиоматериалы
KA — многоканальная запись
R — рукописные заметки собирателя (реестр)
F — фотографии
FК — фотокопии
V — видео
VК — видеокопии

к оглавлению

Копирование материалов

Одним из важнейших моментов в ходе экспедиции следует считать ежедневное копирование записанного материала с рекордеров на выносной жёсткий диск или в компьютер.

Все современные рекордеры, как правило, в качестве носителя используют SD-карты.

Эти карты изначально не предназначены для постоянного хранения информации и тем более для работы с этой информацией непосредственно на данном носителе. Количество перезаписей блока на флэш-карте равняется примерно 10000, после этого блок начинает деградировать, и возможны сбои как при записи, так и при считывании. Важно понимать, что после очередного форматирования карты (что тоже является процессом стирания записи блока), информация записывается в начальную область карты. Таким образом, в первую очередь портятся именно первые блоки флэш-накопителя.

В практике проведения экспедиций Центра русского фольклора выработан следующий алгоритм. Перед началом экспедиции каждая флэш-карта форматируется и закрепляется за конкретным устройством. По окончании каждого экспедиционного дня данные с SD-карт копируются на жёсткий диск. При этом с SD-карт информация не удаляется, что, с одной стороны, продлевает жизнь флэш-накопителя, с другой стороны, обеспечивает надёжность сохранности информации в случае выхода из строя жёсткого диска.

к оглавлению

Организация расположения участников записи и аппаратуры

Тема эта обширная и сложная, поскольку многое зависит, конечно, же от целей.

Есть несколько типичных задач, которые вызывают сложности в плане звукозаписи. Например, гармонист и двое исполнителей в переплясе поют частушки. Проблема возникает именно с записью пляшущего человека, который поёт частушки, обращаясь каждый раз к разным зрителям или к гармонисту. Если записывать такое исполнение на один рекордер, то часть частушек будет записана слишком тихо, а часть возможно и с перегрузкой. Оптимальным решением здесь будет запись одновременно на три или два рекордера. Один рядом с гармонистом, направленный в центр круга, два другие напротив, разнесённые на расстояние, оптимальное для поддержания правильного уровня громкости записи. В дальнейшем эти три файла можно синхронизировать и объединить в один в аудиоредакторе.

При записи пения во время шествия или хоровода очень важно понимать, что записывающий специалист должен идти впереди источника звука, а не позади него. При этом желательно сохранять примерно одинаковое расстояние до поющих. В кинематографе часто применяются выносные штанги с подвешенным микрофоном, в ситуации с хороводом или обрядовым действом это может быть оправдано, в качестве штанги можно попробовать использовать любую длинную палку, прикрепив к ней скотчем или любым другим подручным материалом рекордер. Учтите, что любая длинная палка является отличным резонатором и при жестком креплении к ней звуки от любого удара по ней будут записаны рекордером, мягкая звукоизолирующая прокладка между штангой и рекордером решит эту проблему. Так же важно выбрать рекордер с максимальным углом захвата и при креплении рассчитать, чтобы этот угол был обращён вниз к поющим. Во всех ситуациях, где предполагается физическая активность исполнителя, желательно выставлять на рекордере максимально широкий угол захвата микрофонов. Например, у рекордера ZOOM H4n для этого существует два положения головок микрофонов на 90 и 120 градусов.

Многоканальная запись или многомикрофонная запись — распространённый приём записи ансамблей для последующей расшифровки партии каждого участника в отдельности. Для такого рода записи существуют специальные портативные многоканальные студии на два и более микрофонов. Качество такой записи несравненно выше, чем запись каждого участника на отдельный рекордер, но стоимость таких портативных студий весьма высока, особенно студий с возможностью подключения более 4-х микрофонов без учёта стоимости самих микрофонов. Также для микрофонов требуются стойки или специальные подставки для установки их на столе, всё это довольно громоздко и может быть неудобно в полевых условиях. Безусловным преимуществом, конечно, является качество записи.

Альтернативный вариант — это одновременная запись всех участников ансамбля на несколько рекордеров или диктофонов, когда напротив каждого участника устанавливается на стол отдельное устройство. Важно учесть следующие особенности:

— обязательно произвести пробную запись и выстроить уровень громкости, соответствующий силе голоса каждого участника ансамбля на каждом устройстве;

— желательно ставить рекордеры именно на стол, вариант, когда рекордер вручается исполнителю в руки чреват помехами (исполнители могут просто забыть о том, что им нужно петь в рекордер, устают его держать, возникают лишние звуки от рук, передающиеся на корпус и так далее);

— участники должны сидеть за столом, а не стоять перед ним;

— не забыть выставить угол захвата микрофонов на минимальный, если это позволяет аппарат;

— подложить под рекордер что-то мягкое для исключения вибраций, передающихся через стол.

Также распространен такой вид записи многоголосия как «скользящая» или «ложная многоканальная запись». Применяется он в том случае, когда не хватает рекордеров на всех участников ансамбля. В этом случае один рекордер ставится для записи всего ансамбля, а другой подносится к каждому из поющих участников на каждый отдельный куплет. Иногда таким образом записывают отдельные голоса целиком, например, подголосок или нижний голос.

Скользящая многоканальная запись

Одно из главных правил, выработанных в Центре русского фольклора, это обязательное наличие минимум двух записывающих устройств на сеансе записи. Оба устройства должны вести запись одновременно. Это гарантирует от простых, но глупых ошибок: забыли включить, села батарейка, не выставил уровень записи и прочее.

к оглавлению

Процесс записи

Идеальных, точнее, приближенных к студийным условиях записи добиться в экспедиции, конечно, трудно, но вполне возможно.

Общее правило для всех ситуаций, будь то запись на улице или в помещении — необходимо обеспечить такое положение диктофона, рекордера или микрофона, чтобы избежать записи звуков с корпуса устройства. Для этого нужно избегать записи с рук, поскольку трение корпуса об руки на записи звучит как очень громкий шорох. Для некоторых моделей диктофонов продаются специальные мягкие чехлы, которые отчасти решают эту проблему. В случае если диктофон во время записи кладётся на стол, стул или табуретку с жёстким сиденьем без обивки, то рекомендуется подложить под него что-то мягкое из вещей чтобы избежать записи звуков, передающихся с пола (шаги, перестановка стульев и прочее). Большинство рекордеров имеет специальное резьбовое соединение на корпусе для возможности установки его на фото- или видеоштатив. Это может быть удобно, но в этом случае также возможна запись вибраций, передающихся по корпусу штатива от пола; чтобы этого избежать, применяют антивибрационные крепления, которые служат проставкой между штативом и рекордером.

Универсальное антивибрационное крепление

Если есть выбор между записью на улице и записью в помещении, то лучше отдать предпочтение записи в помещении, но при условии, что помещение не будет гулким. Большие залы и холлы обладают повышенным эхом; несмотря на то, что это может звучать красиво, во время расшифровки эхо ухудшает разборчивость слов и нюансов пения.

Если нет возможности записывать в помещении, то на микрофон необходимо надевать ветрозащиту. Ветрозащита — это насадка из поролона или искусственного меха, которая рассеивает резкие порывы ветра перед мембраной микрофона. Меховые насадки с длинным ворсом защищают лучше, но тем не менее на все 100% защитить запись от «задувов» не способна ни одна насадка. Логично, что для записи на улице стоит подыскать наиболее тихое место без ветра. К сожалению, насадки снижают качество записи, поскольку дополнительный барьер между мембраной микрофона и источником звука «съедает» высокие частоты, делая запись чуть более глухой и тихой.

Рекордер оснащенный ветрозащитой

Перед началом записи необходимо произвести настройку уровня записи. Для этого нужно попросить ансамбль или исполнителя спеть песню и во время исполнения регулировать уровень записи, чтобы в наиболее громкие моменты шкала на записи не доходила до максимальной отметки примерно на 15—20%.

Уровень записи не должен достигать конца шкалы

В практике уровень записи перед сеансом записи выставляется один раз, но важно отслеживать этот параметр в течении всего сеанса, поскольку не всегда исполнители в начале поют в полный голос, и не всегда они остаются сидеть на том же месте.

В середине сонограммы четко просматривается клиппинг

Проблема перегрузки (клиппинга) записи заключается в том, что эти помехи труднее всего поддаются правке в аудиоредакторе, и если выбирать между тихой записью и перегрузкой, то первое предпочтительней, хотя излишне заниженный уровень громкости записи также сильно затрудняет последующую работу с таким материалом. В аудиоредакторе можно увеличить громкость сигнала, но проблема таких записей в том, что вместе с громкостью полезного сигнала, повышается и громкость фонового шума, от которого избавится так же трудно, как и от клиппинга. Поэтому общая рекомендация, это держать уровень записи в промежутке приблизительно от 35% до 85% на шкале записи.

Приступая к записи инструментальной музыки, либо песенного фольклора для издания диска, имеет смысл ограничить экспедицию контактами только с теми народными музыкантами, исполнение которых предполагается включить в программу диска, и произвести качественную звукозапись, не отвлекаясь на второстепенные задачи. Все фонограммы должны быть прослушаны сразу же во время сеанса для полной уверенности в отсутствии брака. Для такой записи лучше всего выделять минимум два дня на исполнителя/группу. Важной составляющей работы по подготовке диска является запись дублей. Записи песен частями лучше избегать. Есть вероятность, что исполнители не смогут попасть в тесситуру, ритм и громкость предыдущего фрагмента, в случае же записи, которая не предполагает последующего издания, лучше действовать по принципу минимального вмешательства, важно дать человеку возможность вспомнить песню, не отвлекая его на технические моменты. Для этого часто включают запись еще на пороге дома до того, как начался непосредственно опрос. Установка рекордера на штатив и установка уровня записи делаются уже во время записи с таким условием, что бы не отвлекать информанта.

к оглавлению

Постановка задачи

  1. Фиксация музыкального фольклора этномузыкологами для расшифровки и дальнейшего изучения. Конечный результат звукозаписи музыкально-поэтических текстов, бытующих в данном регионе, как правило, представлен в виде монографии, сборника или статьи с нотацией записанных песен. В этом случае к записи предъявляется минимальное требование качества звучания, достаточного для расшифровки. Если предполагается издание с аудиоприложением, то требования возрастают: нежелательны шумы и посторонние звуки, фонограмма должна быть достаточной громкости. Именно эти требования нередко бывает трудно выполнить.
  1. Экспедиции по фиксации многоголосия. Несмотря на кажущуюся специфичность, это одна из самых распространённых задач. И здесь могут быть заданы разные требования к качеству звучания, так же, как и в предыдущем пункте.
  1. Филологические и этнографические экспедиции. Музыкальные записи в таких экспедициях носят скорее иллюстративный характер, главное в них словесный текст, поэтому их участники менее требовательны к качеству фонограмм, как к техническому, так и к исполнительскому. Нежелательно производить запись от больших ансамблей, так как это ухудшает чёткость произнесения слов в пении.

Итак, как мы видим, каждая экспедиция ставит перед собой разные задачи. Овладение методикой опросов и анкетирования информантов может не иметь первостепенной важности для ответственного за аппаратуру и фиксацию звука, но понимание специфики направления все-таки необходимо. Так, например, экспедиция филологическая, этнографическая или этномузыкологическая потребуют разного подхода и разной аппаратуры. Мало того, в рамках одного из направлений могут сочетаться различные требования к качеству фиксируемого материала, что тоже будет влиять на выбор аппаратуры и методов записи.

к оглавлению

Ранее Ctrl + ↓