Rose debug info
---------------

Организация расположения участников записи и аппаратуры

Тема эта обширная и сложная, поскольку многое зависит, конечно, же от целей.

Есть несколько типичных задач, которые вызывают сложности в плане звукозаписи. Например, гармонист и двое исполнителей в переплясе поют частушки. Проблема возникает именно с записью пляшущего человека, который поёт частушки, обращаясь каждый раз к разным зрителям или к гармонисту. Если записывать такое исполнение на один рекордер, то часть частушек будет записана слишком тихо, а часть возможно и с перегрузкой. Оптимальным решением здесь будет запись одновременно на три или два рекордера. Один рядом с гармонистом, направленный в центр круга, два другие напротив, разнесённые на расстояние, оптимальное для поддержания правильного уровня громкости записи. В дальнейшем эти три файла можно синхронизировать и объединить в один в аудиоредакторе.

При записи пения во время шествия или хоровода очень важно понимать, что записывающий специалист должен идти впереди источника звука, а не позади него. При этом желательно сохранять примерно одинаковое расстояние до поющих. В кинематографе часто применяются выносные штанги с подвешенным микрофоном, в ситуации с хороводом или обрядовым действом это может быть оправдано, в качестве штанги можно попробовать использовать любую длинную палку, прикрепив к ней скотчем или любым другим подручным материалом рекордер. Учтите, что любая длинная палка является отличным резонатором и при жестком креплении к ней звуки от любого удара по ней будут записаны рекордером, мягкая звукоизолирующая прокладка между штангой и рекордером решит эту проблему. Так же важно выбрать рекордер с максимальным углом захвата и при креплении рассчитать, чтобы этот угол был обращён вниз к поющим. Во всех ситуациях, где предполагается физическая активность исполнителя, желательно выставлять на рекордере максимально широкий угол захвата микрофонов. Например, у рекордера ZOOM H4n для этого существует два положения головок микрофонов на 90 и 120 градусов.

Многоканальная запись или многомикрофонная запись — распространённый приём записи ансамблей для последующей расшифровки партии каждого участника в отдельности. Для такого рода записи существуют специальные портативные многоканальные студии на два и более микрофонов. Качество такой записи несравненно выше, чем запись каждого участника на отдельный рекордер, но стоимость таких портативных студий весьма высока, особенно студий с возможностью подключения более 4-х микрофонов без учёта стоимости самих микрофонов. Также для микрофонов требуются стойки или специальные подставки для установки их на столе, всё это довольно громоздко и может быть неудобно в полевых условиях. Безусловным преимуществом, конечно, является качество записи.

Альтернативный вариант — это одновременная запись всех участников ансамбля на несколько рекордеров или диктофонов, когда напротив каждого участника устанавливается на стол отдельное устройство. Важно учесть следующие особенности:

— обязательно произвести пробную запись и выстроить уровень громкости, соответствующий силе голоса каждого участника ансамбля на каждом устройстве;

— желательно ставить рекордеры именно на стол, вариант, когда рекордер вручается исполнителю в руки чреват помехами (исполнители могут просто забыть о том, что им нужно петь в рекордер, устают его держать, возникают лишние звуки от рук, передающиеся на корпус и так далее);

— участники должны сидеть за столом, а не стоять перед ним;

— не забыть выставить угол захвата микрофонов на минимальный, если это позволяет аппарат;

— подложить под рекордер что-то мягкое для исключения вибраций, передающихся через стол.

Также распространен такой вид записи многоголосия как «скользящая» или «ложная многоканальная запись». Применяется он в том случае, когда не хватает рекордеров на всех участников ансамбля. В этом случае один рекордер ставится для записи всего ансамбля, а другой подносится к каждому из поющих участников на каждый отдельный куплет. Иногда таким образом записывают отдельные голоса целиком, например, подголосок или нижний голос.

Скользящая многоканальная запись

Одно из главных правил, выработанных в Центре русского фольклора, это обязательное наличие минимум двух записывающих устройств на сеансе записи. Оба устройства должны вести запись одновременно. Это гарантирует от простых, но глупых ошибок: забыли включить, села батарейка, не выставил уровень записи и прочее.

к оглавлению

Поделиться
Отправить
Запинить
 282   2021   Методичка