Процесс записи
Идеальных, точнее, приближенных к студийным условиях записи добиться в экспедиции, конечно, трудно, но вполне возможно.
Общее правило для всех ситуаций, будь то запись на улице или в помещении — необходимо обеспечить такое положение диктофона, рекордера или микрофона, чтобы избежать записи звуков с корпуса устройства. Для этого нужно избегать записи с рук, поскольку трение корпуса об руки на записи звучит как очень громкий шорох. Для некоторых моделей диктофонов продаются специальные мягкие чехлы, которые отчасти решают эту проблему. В случае если диктофон во время записи кладётся на стол, стул или табуретку с жёстким сиденьем без обивки, то рекомендуется подложить под него что-то мягкое из вещей чтобы избежать записи звуков, передающихся с пола (шаги, перестановка стульев и прочее). Большинство рекордеров имеет специальное резьбовое соединение на корпусе для возможности установки его на фото- или видеоштатив. Это может быть удобно, но в этом случае также возможна запись вибраций, передающихся по корпусу штатива от пола; чтобы этого избежать, применяют антивибрационные крепления, которые служат проставкой между штативом и рекордером.
Если есть выбор между записью на улице и записью в помещении, то лучше отдать предпочтение записи в помещении, но при условии, что помещение не будет гулким. Большие залы и холлы обладают повышенным эхом; несмотря на то, что это может звучать красиво, во время расшифровки эхо ухудшает разборчивость слов и нюансов пения.
Если нет возможности записывать в помещении, то на микрофон необходимо надевать ветрозащиту. Ветрозащита — это насадка из поролона или искусственного меха, которая рассеивает резкие порывы ветра перед мембраной микрофона. Меховые насадки с длинным ворсом защищают лучше, но тем не менее на все 100% защитить запись от «задувов» не способна ни одна насадка. Логично, что для записи на улице стоит подыскать наиболее тихое место без ветра. К сожалению, насадки снижают качество записи, поскольку дополнительный барьер между мембраной микрофона и источником звука «съедает» высокие частоты, делая запись чуть более глухой и тихой.
Перед началом записи необходимо произвести настройку уровня записи. Для этого нужно попросить ансамбль или исполнителя спеть песню и во время исполнения регулировать уровень записи, чтобы в наиболее громкие моменты шкала на записи не доходила до максимальной отметки примерно на 15—20%.
В практике уровень записи перед сеансом записи выставляется один раз, но важно отслеживать этот параметр в течении всего сеанса, поскольку не всегда исполнители в начале поют в полный голос, и не всегда они остаются сидеть на том же месте.
Проблема перегрузки (клиппинга) записи заключается в том, что эти помехи труднее всего поддаются правке в аудиоредакторе, и если выбирать между тихой записью и перегрузкой, то первое предпочтительней, хотя излишне заниженный уровень громкости записи также сильно затрудняет последующую работу с таким материалом. В аудиоредакторе можно увеличить громкость сигнала, но проблема таких записей в том, что вместе с громкостью полезного сигнала, повышается и громкость фонового шума, от которого избавится так же трудно, как и от клиппинга. Поэтому общая рекомендация, это держать уровень записи в промежутке приблизительно от 35% до 85% на шкале записи.
Приступая к записи инструментальной музыки, либо песенного фольклора для издания диска, имеет смысл ограничить экспедицию контактами только с теми народными музыкантами, исполнение которых предполагается включить в программу диска, и произвести качественную звукозапись, не отвлекаясь на второстепенные задачи. Все фонограммы должны быть прослушаны сразу же во время сеанса для полной уверенности в отсутствии брака. Для такой записи лучше всего выделять минимум два дня на исполнителя/группу. Важной составляющей работы по подготовке диска является запись дублей. Записи песен частями лучше избегать. Есть вероятность, что исполнители не смогут попасть в тесситуру, ритм и громкость предыдущего фрагмента, в случае же записи, которая не предполагает последующего издания, лучше действовать по принципу минимального вмешательства, важно дать человеку возможность вспомнить песню, не отвлекая его на технические моменты. Для этого часто включают запись еще на пороге дома до того, как начался непосредственно опрос. Установка рекордера на штатив и установка уровня записи делаются уже во время записи с таким условием, что бы не отвлекать информанта.