Rose debug info
---------------

Тексты заведующего фонограмм архивом фольклорно-этнографических записей Центра русского фольклора @

Позднее Ctrl + ↑

Казачьи традиции: визуализация культурных ценностей и смыслов

Моя статья в журнале «Традиции» 2021 г.

Казачья мода менялась на протяжении всей истории казачества. Считается, что на заре становления Войска Донского, казаки одевались, не сообразуясь с каким-то устоявшимися обычаями и привычками. Причиной этому был полукочевой военный образ жизни. Одежду было принято добывать в походе, сами походы казаки называли «походами за зипунами*». Конечно,­­ это не означает, что казаки одевались исключительно в трофейные кафтаны, снятые с поверженного врага. С самого начала отношений Войска Донского и Москвы казаки получали за свою военную помощь жалование, которое выплачивалось не только деньгами, но и в большей части свинцом, порохом и сукном. Помимо военного ремесла казаки так же активно занимались и торговлей, поскольку занимали выгодное для этого географическое положение, что тоже служило источником для пополнения казачьего гардероба.

До наших дней дошла легенда о появлении на шароварах* у донских казаков алых лампасов*.

В один год пришло казакам жалование, часть из которого была выплачена сукном синего цвета, а часть сукном красного. Красного сукна было очень мало, и казаки, ценившие в первую очередь в своей среде равенство решили — нельзя чтобы кто-то один был в красном кафтане (красный цвет в те времена ценился выше остальных), поэтому каждому досталось по одной длинной ленте красного сукна, которой хватило только на то, чтобы пришить себе ее на шаровары на месте наружного шва.

Примечательно отношение казаков к одежде. В поход старались одеть что-то похуже и попрактичней, нательный крест сменяли на медный — ничто не должно было прельстить врага для наживы. До сих пор сохранились в быту казачьи пословицы — «Зипуны-то у нас серые, зато умы бархатные», «Казака и в рогожке видать». Высшей ценностью у казаков конечно же была добытая в бою или в деле слава. Поэтому все мирские ценности считались преходящими и выражалось это, например в том, что казак, одетый по последней моде в шелк парчу и бархат, мог усесться во всем этом великолепии на землю в пыль и грязь только для того, чтобы обсудить с другом свои домашние дела.

Сохранился документ 1701 года из Посольского приказа*, где зафиксированы слова донского атамана, адресованные царю, что казаки носят черкесскую, русскую, калмыцкую одежду. Немецкая же не в моде и нет мастеров способных ее пошить.
Право носить ту одежду какую кто хочет и бороды закрепленное еще Петром Первым сохранялись за казаками вплоть до 1801 года, когда царским указом во всем войске была введена форма единого образца. До этого единую форму носили только, служащие при царе в столице полки, в первую очередь лейб-гвардия. Пошитая в 1801 году форма была не очень удобной, сохранились воспоминания о том, как казаки после приказа к атаке буквально на ходу срывали с себя куртки стеснявшие движения и только потом неслись во весь опор в атаку.
Вместе с сменявшимися монархами, меняющейся модой и в соответствии с требованиями времени менялась и казачья форма — справа, как ее называли казаки. Вместе с формой так же и менялась одежда, носимая в быту. При разработке формы учитывались привычки и опыт самих казаков, это послужило тому, что основные элементы формы создавались на основе того, что носили казаки в быту. Чекмень*, бешмет*, шаровары*, бекеша*, папаха и прочее. Образ воина — донского казака дошедший о нас благодаря многочисленным экранизациям произведений Шолохова, это результат ряда последних перед революцией реформ военного министерства с 1907 по 1912 годы, где уже присутствуют одинаковая для всех войск защитного цвета гимнастерка.

Казачки, так-же как и мужчины одевались в разные по своему происхождению наряды. В ходу была одежда тюркская, черкесская и русская. Общим правилом для мужчин и для женщин было то, что на юге — Нижнем Войске Донском, более были распространены предметы тюркского и кавказского происхождения, на севере — Верхнем Войске Донском преобладала одежда русского происхождения. Общим и особо полюбившимся нарядом для обоих Войск в некоторый момент времени стало платье «кубелёк», что в переводе с татарского означает «мотылёк». Молодые казачки победнее могли даже наниматься к подругам побогаче, чтобы взять на прокат за проделанную работу на праздник заветное платье. Начиная примерно с начала XIX века на смену «кубелеку» приходит городской костюм «парочка», состоявший из кофты различных кроев и юбки. Строго говоря «парочкой», принято было называть кофту и юбку, сшитую из одинаковой ткани. Вопреки распространенному сейчас представлению кофты были популярны не приталенные, что обуславливалось в первую очередь именно практической стороной. В те времена и близко не было такого понятия как «одежда для беременных» и соответственно, крой женской одежды был более универсальным. Хотя безусловно, казаки как одно из наиболее зажиточных сословий в своем «арсенале» женских нарядов имели и более приталенные варианты кофт. Очень красивы сами их названия: кираса, бабёшка, баска, матынё, принцесса. В начале XX века казачки одни из первых перенимают более современные кофты и юбки в новомодном стиле «Модерн».

Повсеместного обычая шить детям специальную одежду у казаков, как и во всей России не было. Это было обусловлено тем, что ребенок существо растущее, и ежегодный пошив нового костюмчика был нецелесообразен. Дети донашивали друг за другом рубашки, порты, картузы и прочее. Все что было на детях, чаще всего перешивалось из того, что уже пришло в негодность для старших. Тем не менее, есть фото-свидетельства рубежа XIX — XX веков, на которых дети, не достигшие порой и десятилетнего возраста одеты в аккуратные по размеру шаровары, рубашку, папаху, сапоги и подпоясаны соответствующего размера поясом. Надо понимать, что здесь все-таки мы имеем дело скорей с исключением, чем с правилом. Такую роскошь могли себе позволить далеко не все и конечно же такие костюмчики шились для ношения в праздники, а не в будни. Начиная с двенадцати лет, казачонка начинали допускать слушателем на станичный круг, ему шилась справа и покупалась детская шашка.

Наши дни

Спустя почти сто лет в наше время указом президента была введена новая форма для казачьих общественных организаций. Основу для этой формы послужила форма военнослужащих других войск. Пожалуй, единственными элементами, которые остались от традиционной казачьей одежды в современной форме являются красные лампасы, синий цвет самой формы и папаха.

То, как сейчас одеваются некоторые казачки войсковых обществ может вызвать и недоумение. Появилась тенденция среди женщин наравне с мужчинами носить форменную одежду. Например, такой исключительно мужской атрибут одежды как папаха уже устойчиво перекочевал на головы современных женщин членов казачьих обществ. Не являются исключением и шаровары с лампасами.
В станице Вёшенской — на родине прославленных героев романа Тихий Дон в сувенирной лавке можно приобрести «женскую папаху» с вставкой из павлопосадского платка. Также с не меньшим удовольствием женщины носят и фуражки, черкески*, огромной популярностью среди женщин пользуются такие мужские казачьи забавы как фланкировка шашкой* и даже джигитовка*. Все это отчасти понятно, вместе со временем меняются и люди, женская эмансипация делает свое дело.
В казаки записываются люди выросшие в городской среде не знакомые ни с историей, ни с традициями и культурой казаков увлеченные идеей служения родине и оторванные от собственных корней.
Но, есть и другие течения в современной казачьей среде. Есть казачьи сообщества, клубы, песенные ансамбли, занимающие активную позицию в отношении сохранения традиций и разграничения мужской и женской роли в семье и обществе. Есть попытки переосмыслить создать новые мужские и женские модели одежды на основе традиционных образцов более созвучные современности. Все это невозможно осуществить без кропотливой работы по изучению исторического наследия. Конечно, в таких прославленных музеях как Новочеркасский исторический музей, Русский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Вешенский исторический музей собраны и хранятся довольно внушительные коллекции образцов казачьей этнографии. Но наряду с этим в областных районных и в некоторых случаях даже хуторских и школьных музеях еще можно встретить удивительные образцы. Например: частой находкой являются шаровары и мундиры, пошитые казакам в 1912 году к столетию войны 1812 года для участия в параде. Шали, парочки, шубы, бешметы все это представляет живой интерес для тех, кто хочет узнать подлинный образ одного из самых ярких и удивительных явлений в российской истории.

Школа на Дону

В 2014 году, Государственным республиканским центром русского фольклора (ныне ЦРФ ГРДНТ им. В.Д. Поленова), был осуществлен проект задуманный еще в семидесятые годы прошлого столетия выдающимся собирателем фольклора А.С. Кабановым — «Школа на Дону», суть которого сводится к тому, что современные городские ансамбли приезжают в экспедицию на территорию бывшей Области Войска Донского (часть Волгоградской и Ростовской областей), записывают фольклор от местных жителей, после в зимний период учат наиболее понравившиеся песенные образцы и в следующий год приезжают на прежнее место чтобы предстать на суд тех, от кого эти песни были записаны. Участники не забывали обследовать и местные краеведческие музеи, в ходе этого обследования было решено сделать фото-альбом с образцами казачьей одежды для того, чтобы ансамбли могли не только звучать максимально приближенно к оригиналу, но и выглядеть соотвественно. Конечно, хотелось, чтобы фотографии выглядели в первую очередь убедительно. Для этого было решено снимать образцы не на манекенах, а одетыми на живых людей. Моделями выступают сами участники ансамблей. Для еще большей выразительности к фотографиям применяется цифровая реставрация одежды. В фоторедакторе убираются дыры, выгоревшие места, в некоторых случаях делается «подгонка под рост».

Зипун — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Лампас (от фр. Lampas) или Ланпас — широкая прошивка сбоку по шву вдоль блюк, сверху до низу, отличная от цвета материи брюк, употребляется преимущественно в военной форме одежды.
Чекмень — верхняя мужская одежда, в виде казакина, в переходной форме между халатом и кафтаном.
Бешмет — (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами
Бекеша — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой
Посольский приказ — центральное правительственное учреждение в Москве в 1549—1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлял рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями служилых людей.
Фланкировка — комплекс упражнений, нарабатывающих культуру и навык обращения с холодным оружием, или его конструктивными аналогами (спортивным оружием).
Джигитовка — скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта.
Черкеска — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа в том числе и у казаков.

Нейросеть для повышения детализации лиц на фото

Улучшить детализацию лица на фото

Собрал колаб для повышения детализации лица на фото в расфокусе. Что это значит? Пример можно посмотреть в карусели выше. У меня была фотография отца переснятая на смартфон и камера при этом не успела навести резкость. Детали лица потеряны.
Нейросеть умеет дорисовывать детали у таких фотографий. В карусели видно, что одно и то же фото я обработал два раза. Так же я ее раскрасил в колабе DeOldify
Я экспериментировал с разными фотографиями. Например я пробовал улучшить лицо Василия Артемьевича Сидорова выдернутое из видео. На третьем фото видны глюки. Я подозреваю, что нейросеть обучена на людях возрастом примерно 25-50 лет и поэтому вместе с улучшением идет и «омоложение» лица. Собрать датасет из лиц пожилого возраста и обучить на них нейросеть дело будущего. Возможно этот пост будет позже дописан.

Однозначно лучше работает на фото строго в анфас, но ничего не мешает вам попробовать и другие фото. Необязательно загружать портрет, нейросеть улучшит детализацию лица, остальное оставит таким как было при этом, повысит разрешение картинки примерно в два раза.

Настройка NGINX

server {
        listen 80; # порт, прослушивающий nginx
        server_name    server.local; # доменное имя, относящиеся к текущему виртуальному хосту
        root  /var/www/site; # каталог в котором лежит проект, путь к точке входа

        index index.php;
        # add_header Access-Control-Allow-Origin *;

        # Отдавать статику
        location ~* \.(jpg|jpeg|gif|css|png|js|ico|html)$ {
                access_log off;
                expires max;
                log_not_found off;
        }

        location ~* \.php$ {
        try_files $uri = 404;
        auth_basic "Restricted Content"; #  Настройка авторизации htpasswd
        auth_basic_user_file /var/www/.htpasswd; # указываем место нахождения файла с паролями
        fastcgi_split_path_info ^(.+\.php)(/.+)$;
        fastcgi_pass unix:/var/run/php/php7.2-fpm.sock; # подключаем сокет php-fpm
        fastcgi_index index.php;
        fastcgi_param SCRIPT_FILENAME $document_root$fastcgi_script_name;
        include fastcgi_params;
    }

    location ~ /\.ht {     #запрещаем чтение файлов htaccess и htpasswd
                deny all;
        }
    location /files {    # В директории files 
           autoindex on; # разрешаем просматривать файлы
           charset UTF-8; # Устанавливаем кодировку что бы файлы не читались кракозябрами
         }
   }

Что бы формировать файл htpasswd и добавлять в него пользователей надо поставить утилиты apache

sudo apt-get install apache2-utils -y
sudo htpasswd -c /var/www/.htpasswd newuser 
# создаем файл и одновременно добавляем в него пользователя

MySQL шпаргалка

Создаем пользователя, прописываем в нужной базе привилегии для пользователя, удаляем пользователя.

CREATE USER 'newuser'@'localhost' IDENTIFIED BY 'password';

GRANT ALL PRIVILEGES ON * . * TO 'newuser'@'localhost';
FLUSH PRIVILEGES;

DROP USER 'demo'@'localhost';

Множественное объединение в запросе.
Есть одна таблица Записи

Индекс Дата Место Исполнитель1 Исполнитель2
1 01.02.2003 Совхоз им. Ленина 1 2

И вторая таблица с исполнителями
Исполнители

Индекс Имя
1 Иванов Иван Иванович
2 Петров Петр Петрович

нам нужно вывести в запросе все имена вместе с датой и местом

Запрос будет таков:

SELECT Дата, Место, Исп1.Имя, Исп2.Имя FROM Записи
#Здесь в селекте используются псевдонимы, 
# которые будут определяться позже в запросе, что вызывает путаницу поначалу
LEFT JOIN Исполнители AS Исп1 ON Записи.Исполнитель1 = Исп1.Индекс
LEFT JOIN Исполнители AS Исп1 ON Записи.Исполнитель2 = Исп2.Индекс
# В left join мы задали те самые алиасы (псевдонимы)

Условие совпадения не обязательно могут быть по индексу.
Будут выведены все записи, если исполнителя нет, то будет выведено NULL

Сам пример не случайный, именно так была устроена база ГРЦРФ. Ошибка здесь в том, что у одной записи строго ограниченное количество исполнителей жестко прошитое в структуре, то же самое было и относительно участников сеанса записи со стороны экспедиции. Правильным решением является соединение через еще одну промежуточную таблицу. Это называется «реляционное деление». В промежуточной таблице указывается id записи в основной таблице «Записи» и id в записи «Исполнители». Соответственно запрос ищет сначала все записи в промежуточной таблице с id потом считывает из поискового запроса все id исполнителей и после этого их подставляет в финальную выдачу.
Примера пока нет. Возможно когда-то будет updated.

about

Кирилл Валентинович Чеботарёв

Заведующий сектором исследования и сохранения архивных фондов Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, руководитель сектора фольклорно-этнографических фондов Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз»

Контакты

Телеграм ВК Youtube Instagram

Образование

Окончил Московский открытый институт по специальности «Прикладная информатика».

Публикации

  • Чеботарев К.В. Народный костюм в собраниях краеведческих музеев Волгоградской области // Живая старина. 2018. №2. С. 33-35.
  • Чеботарев К.В. Звуковые фольклорно-этнографические материалы: фиксация, обработка и систематизация: методическое пособие. М: Издательские решения, 2020. 54 с.
  • Чеботарёв К.В.  Современная архитектура для построения систем учёта фольклорно-этнографических метериалов // V Всероссийский конгресс фольклористов: Современная научная мысль о традиционной народной культуре: Сб. науч. статей / Ред.-сост. Е.А. Дорохова, Д.В. Морозов. М.: Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, 2022. С. 361—367.
  • Чеботарёв К.В. Карта экспедиций Александра Михайловича Листопадова // Современное состояние фольклорных традиций казачества Юга России и перспективы их изучения: сборник научных статей и методических материалов / Ред.-сост. Е.А. Дорохова, Д.В. Морозов. М.: Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, 2023. С. 18—24.

Проекты

Общественная и музыкально-просветительская деятельность

Полевые исследования

  • Республика Северная Осетия -Алания, Пригородный район; Ставропольский край, Кировский и Новопавловский районы (СЗБК «Терек», 2002).
  • Волгоградская область, Алексеевский, Нехаевский, Урюпинский районы (ИЭК «Белый камень», 2004).
  • Волгоградская область, Алексеевский район (ИЭК «Белый камень», 2005).
  • Тульская область, Чернский район (ЦТРКЮП «Истоки», 2011).
  • Орловская область, Новосильский район (ЦТРКЮП «Истоки», 2011).
  • Московская область, Подольский район (ЦТРКЮП «Истоки», 2012).
  • Орловская область, Новосильский район (ЦТРКЮП «Истоки», 2014).
  • Волгоградская область, Алексеевский и Кумылженский районы (ГРЦРФ, 2014).
  • Волгоградская область, Алексеевский и Урюпинский районы (ГРЦРФ, 2015).
  • Волгоградская область, Алексеевский, Серафимовичский, Урюпинский районы (ГРЦРФ, 2016).
  • Тульская область, Чернский район (ЦТРКЮП «Истоки», 2016).
  • Волгоградская область, Алексеевский, Новоаннинский, Серафимовичский районы (ГЦРФ ФГБУК «Роскультпроект», 2017).
  • Волгоградская область, Клетский, Михайловский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2018).
  • Республика Крым, Бахчисарайский, Белогорский, Симферопольский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2018).
  • Ростовская область, Боковский, Верхнедонской, Шолоховский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2019).
  • Волгоградская область, Алексеевский, Новоаннинский, Михайловский, Фроловский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2020).
  • Республика Крым (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2022)
  • Волгоградская область, Алексеевский, Даниловский, Новоаннинский, Нехаевский, Михайловский, Фроловский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2022).
  • Брянская область, Красногорский, Мглинский, Суражский, Унечский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2022)
  • Ростовская область, Белокалитвинский, Боковский, Верхнедонской, Пролетарский, Шолоховский районы (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2023).
  • Волгоградская область, Михайловский район (ГРДНТ им. В.Д. Поленова, 2023).
  • Орловская область, г. Орёл (ЦТРКЮП «Истоки», 2024).
 678   2021  
Ранее Ctrl + ↓