Технические особенности диктофонов низшей ценовой категории
Производители используют для таких диктофонов микрофоны с более узкой амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ).
Диапазон воспринимаемых человеком частот находится в пределах от 20 Гц до 20000 Гц, человеческая речь (не пение), в пределах 85—155 Гц (мужчины) и 165—255 Гц (женщины). Микрофоны диктофонов бюджетной ценовой категории обычно способны воспринимать от 300 Гц до 3000 Гц.
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что модели рекордеров с нижней частотой от 300 Гц находятся вне диапазона человеческой речи. Тем не менее они прекрасно её записывают, все слова можно разобрать без труда, даже если записывать мужчину с самым низким голосом. Все дело в том, что именно в диапазоне от 300 Гц до 10000 Гц расположены форманты, определяющие разборчивость речи, а наш мозг способен «восстанавливать» несущую частоту по ее гармоникам. Так, в телефонных линиях используется полоса всего лишь шириной от 300 Гц до 3400 Гц. Сильное сужение диапазона может сохранять разборчивость речи, но уменьшать узнаваемость голоса.
Это не единственные показатели, влияющие на качество записи. Стерео или мономикрофон, чему отдать предпочтение? Забегая вперёд, можно с уверенностью сказать, что нужды в стереомикрофоне при выборе диктофона в бюджетном ценовом сегменте нет. Такие диктофоны не пригодны для записи ансамблей, а эффект панорамного стерео для единичного источника звука и стереомикрофон являются попросту маркетинговой уловкой. Лучше отдать предпочтение диктофону с той же ценой, но с мономикрофоном с более широкими АЧХ. Например, набор из таких диктофонов хорошо может подойти для многоканальной записи.
В дешёвых моделях часто присутствует параметр «чувствительность», он указывается в метрах, и ему не стоит сильно доверять, поскольку единого стандарта для данного показателя не применяется. Перед покупкой стоит проверить самостоятельно, насколько далеко от микрофона может находиться объект записи. Для улучшения качества записи речи нередко производители встраивают в диктофоны различные фильтры.
Например, может быть встроен фильтр для снижения внешнего шума, называется он обычно «режим улица» или «режим интервью».
С включённым фильтром качество записываемой речи снижается, но при этом уменьшается влияние уличного или иного шума. Такие режимы не стоит применять для записи пения или тогда, когда важно записать интонации и диалект. Алгоритмы этих фильтров разные, некоторые могут усиливать громкость в диапазоне частот, характерном для человеческой речи, некоторые снижают громкость до минимума в паузах между предложениями и словами говорящего, для этого в них установлен некий порог громкости сигнала, ниже которого громкость автоматически снижается. Документации по этим алгоритмам на сайте производителя обычно нет, и понять, что именно делает диктофон, можно только если провести с ним несколько экспериментов.
Автоматическая регулировка уровня — функция очень спорная и в практике редко применяется. Есть много вполне типичных ситуаций, когда этот механизм браковал запись. Так, любой посторонний внезапный громкий шум снижает громкость итоговой дорожки на несколько секунд, чего вполне достаточно, чтобы пропустить 3—5 сказанных слов. Сам же громкий звук, как правило, длится доли секунд (хлопнувшая дверь, упавший стул, звонок в дверь или сигнал автомобиля). При необходимости такие звуки гораздо проще удалить из звукового файла, чем вытягивать сигнал из тихой записи.
Также один из стандартных фильтров, применяющихся в диктофонах такого класса, это компрессор. Компрессор — (в переводе с английского) сжиматель, сдавливатель. Он автоматически выравнивает к среднему значению амплитуду громкости звука. Все громкие звуки делает тише, тихие громче, таким образом диапазон громкостей сужается.
Компрессор может существенно улучшить звук, но при условии, что параметры фильтра задаются вручную, в диктофонах же установлены усреднённые настройки, которые не всегда обеспечивают качественное и естественное звучание.
К большому сожалению, производители чаще всего не указывают, какие именно фильтры применяются в диктофоне, ограничиваясь только маркетинговыми общими фразами вроде: «система понижения шумов» или «повышенная чувствительность к речи». При записи пения и игры на музыкальных инструментах эти фильтры рекомендуется отключать.
Подводя итог, можно сделать несколько выводов: диктофоны низшей ценовой категории имеет смысл использовать в первую очередь для записи интервью, где не предполагается пение или игра на музыкальных инструментах. В такой ситуации они обладают явными преимуществами: малая цена, малый вес и размер самого аппарата, встроенные фильтры действительно могут улучшать качество записи. Некоторые модели выгодно использовать для многоканальных записей. Рекомендации по выбору диктофона низшей ценовой категории можно свести к нескольким пунктам:
— амплитудно-частотные характеристики микрофона — чем шире диапазон, тем лучше;
— диктофон должен уметь записывать аудио в несжатом формате (WAV, AIF) или в формат с сжатием без потерь (FLAC, TAK, ALAC);
— при выборе между моно и стерео режимами предпочтение отдать моно;
— убедиться в наличии возможности записи без фильтров;
— убедиться наличию возможности ручной регулировки уровня записи.
Сейчас найти в продаже диктофон, который мог бы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям, затруднительно. В первую очередь это относится к форматам записи. Но, если искать на вторичном рынке модели, уже снятые с производства, то есть возможность найти подходящий аппарат.
В этом случае существует ещё одна немаловажная рекомендация — некоторые модели диктофонов не предусматривают подключение к компьютеру в режиме USB-накопителя, позволяя копировать на компьютер аудиофайлы только через специализированное программное обеспечение. Это программное обеспечение может быть несовместимо с вашей операционной системой.