Rose debug info
---------------

Казачьи традиции: визуализация культурных ценностей и смыслов

Моя статья в журнале «Традиции» 2021 г.

Казачья мода менялась на протяжении всей истории казачества. Считается, что на заре становления Войска Донского, казаки одевались, не сообразуясь с каким-то устоявшимися обычаями и привычками. Причиной этому был полукочевой военный образ жизни. Одежду было принято добывать в походе, сами походы казаки называли «походами за зипунами*». Конечно,­­ это не означает, что казаки одевались исключительно в трофейные кафтаны, снятые с поверженного врага. С самого начала отношений Войска Донского и Москвы казаки получали за свою военную помощь жалование, которое выплачивалось не только деньгами, но и в большей части свинцом, порохом и сукном. Помимо военного ремесла казаки так же активно занимались и торговлей, поскольку занимали выгодное для этого географическое положение, что тоже служило источником для пополнения казачьего гардероба.

До наших дней дошла легенда о появлении на шароварах* у донских казаков алых лампасов*.

В один год пришло казакам жалование, часть из которого была выплачена сукном синего цвета, а часть сукном красного. Красного сукна было очень мало, и казаки, ценившие в первую очередь в своей среде равенство решили — нельзя чтобы кто-то один был в красном кафтане (красный цвет в те времена ценился выше остальных), поэтому каждому досталось по одной длинной ленте красного сукна, которой хватило только на то, чтобы пришить себе ее на шаровары на месте наружного шва.

Примечательно отношение казаков к одежде. В поход старались одеть что-то похуже и попрактичней, нательный крест сменяли на медный — ничто не должно было прельстить врага для наживы. До сих пор сохранились в быту казачьи пословицы — «Зипуны-то у нас серые, зато умы бархатные», «Казака и в рогожке видать». Высшей ценностью у казаков конечно же была добытая в бою или в деле слава. Поэтому все мирские ценности считались преходящими и выражалось это, например в том, что казак, одетый по последней моде в шелк парчу и бархат, мог усесться во всем этом великолепии на землю в пыль и грязь только для того, чтобы обсудить с другом свои домашние дела.

Сохранился документ 1701 года из Посольского приказа*, где зафиксированы слова донского атамана, адресованные царю, что казаки носят черкесскую, русскую, калмыцкую одежду. Немецкая же не в моде и нет мастеров способных ее пошить.
Право носить ту одежду какую кто хочет и бороды закрепленное еще Петром Первым сохранялись за казаками вплоть до 1801 года, когда царским указом во всем войске была введена форма единого образца. До этого единую форму носили только, служащие при царе в столице полки, в первую очередь лейб-гвардия. Пошитая в 1801 году форма была не очень удобной, сохранились воспоминания о том, как казаки после приказа к атаке буквально на ходу срывали с себя куртки стеснявшие движения и только потом неслись во весь опор в атаку.
Вместе с сменявшимися монархами, меняющейся модой и в соответствии с требованиями времени менялась и казачья форма — справа, как ее называли казаки. Вместе с формой так же и менялась одежда, носимая в быту. При разработке формы учитывались привычки и опыт самих казаков, это послужило тому, что основные элементы формы создавались на основе того, что носили казаки в быту. Чекмень*, бешмет*, шаровары*, бекеша*, папаха и прочее. Образ воина — донского казака дошедший о нас благодаря многочисленным экранизациям произведений Шолохова, это результат ряда последних перед революцией реформ военного министерства с 1907 по 1912 годы, где уже присутствуют одинаковая для всех войск защитного цвета гимнастерка.

Казачки, так-же как и мужчины одевались в разные по своему происхождению наряды. В ходу была одежда тюркская, черкесская и русская. Общим правилом для мужчин и для женщин было то, что на юге — Нижнем Войске Донском, более были распространены предметы тюркского и кавказского происхождения, на севере — Верхнем Войске Донском преобладала одежда русского происхождения. Общим и особо полюбившимся нарядом для обоих Войск в некоторый момент времени стало платье «кубелёк», что в переводе с татарского означает «мотылёк». Молодые казачки победнее могли даже наниматься к подругам побогаче, чтобы взять на прокат за проделанную работу на праздник заветное платье. Начиная примерно с начала XIX века на смену «кубелеку» приходит городской костюм «парочка», состоявший из кофты различных кроев и юбки. Строго говоря «парочкой», принято было называть кофту и юбку, сшитую из одинаковой ткани. Вопреки распространенному сейчас представлению кофты были популярны не приталенные, что обуславливалось в первую очередь именно практической стороной. В те времена и близко не было такого понятия как «одежда для беременных» и соответственно, крой женской одежды был более универсальным. Хотя безусловно, казаки как одно из наиболее зажиточных сословий в своем «арсенале» женских нарядов имели и более приталенные варианты кофт. Очень красивы сами их названия: кираса, бабёшка, баска, матынё, принцесса. В начале XX века казачки одни из первых перенимают более современные кофты и юбки в новомодном стиле «Модерн».

Повсеместного обычая шить детям специальную одежду у казаков, как и во всей России не было. Это было обусловлено тем, что ребенок существо растущее, и ежегодный пошив нового костюмчика был нецелесообразен. Дети донашивали друг за другом рубашки, порты, картузы и прочее. Все что было на детях, чаще всего перешивалось из того, что уже пришло в негодность для старших. Тем не менее, есть фото-свидетельства рубежа XIX — XX веков, на которых дети, не достигшие порой и десятилетнего возраста одеты в аккуратные по размеру шаровары, рубашку, папаху, сапоги и подпоясаны соответствующего размера поясом. Надо понимать, что здесь все-таки мы имеем дело скорей с исключением, чем с правилом. Такую роскошь могли себе позволить далеко не все и конечно же такие костюмчики шились для ношения в праздники, а не в будни. Начиная с двенадцати лет, казачонка начинали допускать слушателем на станичный круг, ему шилась справа и покупалась детская шашка.

Наши дни

Спустя почти сто лет в наше время указом президента была введена новая форма для казачьих общественных организаций. Основу для этой формы послужила форма военнослужащих других войск. Пожалуй, единственными элементами, которые остались от традиционной казачьей одежды в современной форме являются красные лампасы, синий цвет самой формы и папаха.

То, как сейчас одеваются некоторые казачки войсковых обществ может вызвать и недоумение. Появилась тенденция среди женщин наравне с мужчинами носить форменную одежду. Например, такой исключительно мужской атрибут одежды как папаха уже устойчиво перекочевал на головы современных женщин членов казачьих обществ. Не являются исключением и шаровары с лампасами.
В станице Вёшенской — на родине прославленных героев романа Тихий Дон в сувенирной лавке можно приобрести «женскую папаху» с вставкой из павлопосадского платка. Также с не меньшим удовольствием женщины носят и фуражки, черкески*, огромной популярностью среди женщин пользуются такие мужские казачьи забавы как фланкировка шашкой* и даже джигитовка*. Все это отчасти понятно, вместе со временем меняются и люди, женская эмансипация делает свое дело.
В казаки записываются люди выросшие в городской среде не знакомые ни с историей, ни с традициями и культурой казаков увлеченные идеей служения родине и оторванные от собственных корней.
Но, есть и другие течения в современной казачьей среде. Есть казачьи сообщества, клубы, песенные ансамбли, занимающие активную позицию в отношении сохранения традиций и разграничения мужской и женской роли в семье и обществе. Есть попытки переосмыслить создать новые мужские и женские модели одежды на основе традиционных образцов более созвучные современности. Все это невозможно осуществить без кропотливой работы по изучению исторического наследия. Конечно, в таких прославленных музеях как Новочеркасский исторический музей, Русский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Вешенский исторический музей собраны и хранятся довольно внушительные коллекции образцов казачьей этнографии. Но наряду с этим в областных районных и в некоторых случаях даже хуторских и школьных музеях еще можно встретить удивительные образцы. Например: частой находкой являются шаровары и мундиры, пошитые казакам в 1912 году к столетию войны 1812 года для участия в параде. Шали, парочки, шубы, бешметы все это представляет живой интерес для тех, кто хочет узнать подлинный образ одного из самых ярких и удивительных явлений в российской истории.

Школа на Дону

В 2014 году, Государственным республиканским центром русского фольклора (ныне ЦРФ ГРДНТ им. В.Д. Поленова), был осуществлен проект задуманный еще в семидесятые годы прошлого столетия выдающимся собирателем фольклора А.С. Кабановым — «Школа на Дону», суть которого сводится к тому, что современные городские ансамбли приезжают в экспедицию на территорию бывшей Области Войска Донского (часть Волгоградской и Ростовской областей), записывают фольклор от местных жителей, после в зимний период учат наиболее понравившиеся песенные образцы и в следующий год приезжают на прежнее место чтобы предстать на суд тех, от кого эти песни были записаны. Участники не забывали обследовать и местные краеведческие музеи, в ходе этого обследования было решено сделать фото-альбом с образцами казачьей одежды для того, чтобы ансамбли могли не только звучать максимально приближенно к оригиналу, но и выглядеть соотвественно. Конечно, хотелось, чтобы фотографии выглядели в первую очередь убедительно. Для этого было решено снимать образцы не на манекенах, а одетыми на живых людей. Моделями выступают сами участники ансамблей. Для еще большей выразительности к фотографиям применяется цифровая реставрация одежды. В фоторедакторе убираются дыры, выгоревшие места, в некоторых случаях делается «подгонка под рост».

Зипун — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Лампас (от фр. Lampas) или Ланпас — широкая прошивка сбоку по шву вдоль блюк, сверху до низу, отличная от цвета материи брюк, употребляется преимущественно в военной форме одежды.
Чекмень — верхняя мужская одежда, в виде казакина, в переходной форме между халатом и кафтаном.
Бешмет — (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами
Бекеша — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой
Посольский приказ — центральное правительственное учреждение в Москве в 1549—1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлял рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями служилых людей.
Фланкировка — комплекс упражнений, нарабатывающих культуру и навык обращения с холодным оружием, или его конструктивными аналогами (спортивным оружием).
Джигитовка — скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта.
Черкеска — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа в том числе и у казаков.

Поделиться
Отправить
Запинить
 1995   2021   фольклор